Начало статьи ЗАПОЛНЕНИЕ ФОРМЫ 2, Сведения о конкретных характеристиках товаров.
Вопрос: Участник в первой части заявки приложил файл с согласием, в котором указал номер извещения и предмет контракта по другому электронному аукциону. При этом заполнил форму 2 и прикрепил к первой части заявки по данному аукциону. Как следует поступить аукционной комиссии в данном случае?
Ответ: В соответствии с пунктом 2 части 3 статьи 66 Федерального закона № 44-ФЗ первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать согласие участника с условиями, предусмотренными документацией об электронном аукционе. При этом указанное согласие формируется на сайте оператора электронной площадки автоматически. Предоставление участником закупки дополнительного согласия в отдельном электронном документе не требуется. В указанной ситуации комиссия заказчика не должна принимать во внимание ошибочно предоставленную информацию, так как согласие участника в отношении условий проводимого аукциона уже получено. Таким образом, аукционная комиссия должна допустить участника к участию в электронном аукционе при соблюдении им иных требований Федерального закона № 44-ФЗ, предъявляемых к содержанию первой части заявки.
Вопрос: Обязан ли заказчик по запросу участника электронного аукциона предоставить ему коммерческие предложения, которые использовались заказчиком при расчете и обосновании начальной (максимальной) цены контракта по электронному аукциону?
Ответ: В соответствии с частью 3 статьи 65 Федерального закона № 44-ФЗ любой участник электронного аукциона, получивший аккредитацию на электронной площадке, вправе направить на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе. При этом Федеральным законом № 44-ФЗ не предусмотрена возможность участника закупки требовать от заказчика предоставление каких-либо документов, в том числе подтверждающих расчет и обоснование начальной (максимальной) цены контракта. Кроме того, согласно статье 22 Федерального закона № 44-ФЗ и пункта 2.1 Методических рекомендаций по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), утвержденных приказом Минэкономразвития России от 2 октября 2013 г. № 567, коммерческие предложения, которые были использованы для расчета и обоснования начальной (максимальной) цены контракта, не подлежат размещению в единой информационной системе, и у заказчика есть право не раскрывать наименования поставщиков (подрядчиков, исполнителей), представивших соответствующую ценовую информацию. Следовательно, по запросу участника закупки заказчик обязан разъяснить ему положения документации об аукционе, в том числе порядок расчета и обоснования начальной (максимальной) цены контракта. При этом заказчик не обязан предоставлять участникам закупки коммерческие предложения, которые использовались для расчета и обоснования начальной (максимальной) цены контракта.
Подготовка первой части заявки на участие в Государственных закупках
Подготовка заявки на аукцион в соответствии с требованиями Заказчика – необходимое условие для участия фирм-подрядчиков в Государственных закупках.
Процедура сопровождается множеством нюансов и требует внимательного отношения участников торгов. Допуск к аукциону осуществляется только при наличии формы 2.
Заявка на участие в электронном аукционе состоит из двух частей и оформляется в соответствии со ст.66 44-ФЗ.
Если в форме 1 заключена информация о согласии участника поставить товар или оказать услугу, то форма 2 содержит уже развернутые сведения о товарах, продуктах и материалах. |
Порядок описания характеристик товаров, материалов
От правильного составления формы 2 зависит окончательный исход торгов. Заявка на участие в тендере должна соответствовать всем требованиям заказчика, в противном случае ее могут отклонить.
Первая часть заявки содержит следующую информацию:
согласие участника на поставку товара или предоставление услуги;
конкретные показатели товара;
сведения о наличии либо отсутствии товарного знака;
наименование страны происхождения товара.
Бывает так, что участник торгов подает заявку на выполнение работ или оказание услуг, выполнение которых не подразумевает использование каких-либо товаров или материалов. В данном случае участнику необходимо предоставить только свое согласие на предоставление услуги, никакие дополнительные документы не требуются. К первой части заявки могут быть прикреплены эскизы и чертежи продукции, иные изображения товаров, фото выполненных работ.
В первой части заявки заказчик может потребовать данные о товаре либо услуге которые заносятся в специальную таблицу. Оформление таблицы не имеет четкой привязки к конкретным правилам и нормам. В основном ее колонки содержат сведения о наименовании товара, еще в таблице прописывают установленные документацией значения. Стоит отметить, что заказчик устанавливает рекомендуемую форму заявки, но она не является обязательной. Тем не менее, заявки, составленные в рекомендованной Заказчиком форме, имеют больше шансов на одобрение. В редких случаях участники заносят в заявку информацию о товарах или услугах в виде обычного текста. |
Сложности и подводные камни подготовки первой части заявки, соответствие первой части заявки требованиям Заказчиков
При оформлении документации участники часто сталкиваются с определенными трудностями. Заполнение заявок в электронном виде требует определенных знаний, опыта и внимательности. В некоторых случаях подготовку документов лучше доверить специалистам.
Стоимость заполнения формы 2 специалистом напрямую зависит от объема и сложности ТЗ, а также времени, отведенного на составление тендерной документации. Иногда лучше воспользоваться помощью профессионалов и получить гарантированный результат, чем упустить возможность участия в тендере. |
Основные ошибки, которые допускают участники при подготовке формы 2 для аукциона:
-
изучают только техническое задание, упуская из виду остальную документацию;
-
игнорируют прилагаемую Заказчиком инструкцию по заполнению заявки;
-
не отправляют Заказчику запросы по спорным и непонятным вопросам;
-
не указывают реальные характеристики товаров и реальные сведения о производителе;
-
не следят за изменениями, опубликованными на сайте ЕИС;
-
не спешат отстаивать свои интересы в случае необоснованного отказа со стороны Заказчика.
Сложности при составлении формы 2 в основном заключаются в неправильном оформлении самого документа. Иногда заказчик готовит сложное техническое задание, в котором даже одна, незначительная, на первый взгляд, ошибка, может стать основанием для отказа.
Уловки заказчиков при подготовке технического задания с целью отклонить заявки лишних поставщиков
К сожалению, грамотная подготовка формы 2 по всем правилам – не единственное условие для получения тендера. В большинстве случаев заказчики предпочитают видеть в качестве исполнителей «своих» поставщиков или подрядчиков.
Чтобы отсеять нежелательных участников, они идут на всякого рода уловки. Своеобразные «камни преткновения» можно найти как в аукционной документации, так и в техническом задании.
Всего существует три вида уловок: зрительные, понятийные и технические.
Зрительные уловки нацелены на внимательность участников тендера. В документации могут присутствовать неточности, опечатки, сокращенные буквенные обозначения и т.д.
Понятийные уловки рассчитаны на то, что участник допустит ошибку, которую в дальнейшем можно будет признать как несоответствие требованиям Заказчика. Например, это может быть запутанная сложная инструкция, союзные предложения и другие значения.
Технические уловки относятся к третьему уровню сложности, они, как и предыдущий вид, рассчитаны на предоставление участником недостоверной информации. Это могут быть устаревшие ГОСТы, завышенные требования к товарам, недостающая документация и прочие нюансы.
Основной причиной для отказа в тендере является непредоставление участником информации, предусмотренной ч.3 ст.66 44-ФЗ. В случае отклонения заявки Заказчик в обязательном порядке должен аргументировать свой отказ в установленной форме.
Участникам следует знать, что незаконное отклонение заявки является поводом для подачи жалобы в ФАС.
Требования к товарам
Требования к товарам (материалам) присутствуют в документации на любую тендерную процедуру (аукцион, конкурс, запрос котировок, запрос предложений и т.д.) если данная процедура предполагает поставку товаров, либо оказание услуг и поставку товаров, либо выполнение работ и поставку товаров. ( форма 2 44 ФЗ )
Законодательством не установлено обязательное требование ни для заказчиков, ни для участников, по представлению сведений о товарах (материалах) именно в виде рекомендованной формы 2. Как явствует из названия, представление ее в виде таблицы рекомендуется, но делать это не обязательно.
Прежде чем приступить к заполнению формы 2, её надо отыскать в документации заказчика. Как правило она размещается там в виде отдельного файла под названием «(рекомендованная) форма 2», «техническое задание», «Сведения о качестве, технических характеристиках товара, его безопасности, функциональных характеристиках (потребительских свойствах) товара» в формате doc, docx, pdf, реже excel. В некоторых случаях заказчик растворяет форму 2 по документации и тогда вам придется её собирать по частям. Будьте внимательны, чтобы не пропустить ни одного требования заказчика. |
Но вот форма 2 обнаружена в составе документации. Рассмотрим типичный случай, когда она представлена в виде одного файла. На что следует обратить внимание прежде всего?
На объем формы 2 44 ФЗ ( Сведения о конкретных характеристиках товаров, материалов )
Если объем формы 2 превышает сотню страниц, вам ее скорее всего не одолеть. Сотня страниц не предел, объем формы 2 может достигать 1000 страниц. Тут могут не помочь даже фрилансеры и тендерные агентства. Как правило такие огромные формы 2 входят в комплект аукционов на сотни миллионов рублей. В случае некрупных аукционов объем формы 2 редко превышает 50-60 страниц. Но это тоже немало. Если подходит срок подачи заявки, даже форму такого объема вы не успеете подготовить и как следует проверить.
На оформление формы 2 44 ФЗ ( Сведения о конкретных характеристиках товаров, материалов )
Если форма 2 представлена заказчиком в текстовом виде, в формате doc, docx, pdf, реже excel это уже хорошо – заказчик не злоумышленный. Иное дело, если форма представлена в графическом формате, например, вставлена в кадр в формате doc или docx, либо в сканированном pdf-формате.
Такую форму вам придется копировать построчно и переносить в тот же word, что займет немало времени. К тому же всегда есть риск ошибиться, пропустить строчку, а тогда отклонения не миновать. Получается, что заполнение формы, объемом 10 страниц, но в сканированном формате, отнимет на заполнение не меньше, если не больше времени, чем заполнение формы объемом 20 страниц, но в формате Word.
Иногда заказчики ограничиваются тем, что размещают формы в несканированном pdf-формате. Это неплохой для вас вариант.
Вы можете сконвертировать такую форму в формат Word, либо если у вас имеется pdf-редактор, например, Adobe Acrobat Pro, заполнять форму в нем. А если уж форму 2 не удаётся скопировать для переноски в Word даже построчно, обращайтесь в ФАС c жалобой на документацию.
На наличие Инструкции в форме 2 44 ФЗ ( Сведения о конкретных характеристиках товаров, материалов )
Законодательство обязывает заказчика прилагать к требованиям к товарам (материалам) Инструкции. Она размещается непосредственно под формой 2 или в файле тендерной документации. Если инструкция отсутствует, или она есть, но в ней не пояснено назначение того или иного символа, подавайте запрос разъяснений. Заказчик именит документацию, добавив в нее Инструкцию, либо объяснит, что означает тот или иной символ.
На наличие требований к несуществующим материалам ( Сведения о конкретных характеристиках товаров, материалов )
Заказчик может предъявлять требования только к свойствам тех материалов, которые входят в закупаемый перечень.
Обнаружив в форме 2 требования к отсутствующим в спецификации материалам, подайте заказчику запрос разъяснений, а если он не ответит конкретно, жалуйтесь на документацию в ФАС.
Пример:
в котировочной документации на поставку гвоздей заказчик указал требования к длине дюбелей, хотя они в документации вообще не упоминаются. Участник подал запрос разъяснений. Заказчик признал свою вину и внес изменения в документацию. Дело обошлось без вмешательства ФАС.
На наличие излишних (избыточных) требований в форме 2 44 ФЗ ( Сведения о конкретных характеристиках товаров, материалов )
Заказчик может установить к каждому товару или к отдельным товарам избыточные требования, отчего форма 2 сильно распухнет. В частности, это касается химического состава товаров.
Пример:
В форме 2, прилагаемой к аукционной документации на поставку ацетилена заказчик указал требование: объемная доля ацетилена марки «А» не менее 99,5%. Это требование соответствует ГОСТу на ацетилен. Но в инструкции заказчик требует указания конкретного значения объёмной доли ацетилена, запрещая указывать «не менее», «не более». Инструкция была обжалована в ФАСе.
Комиссия ФАС разъяснила заказчику что участник, еще не зная, победит ли он в тендере или, не должен тратить время и средства на инструментальные исследования – проводить экспертизу пробной партии ацетилена товара за свой счет, что противоречит законодательству. Заказчику пришлось внести в Инструкцию соответствующие изменения и выпустить документацию повторно.
На соответствие нормативным документам формы 2 44 ФЗ ( Сведения о конкретных характеристиках товаров, материалов )
Если заказчик заявил тот иной нормативный документ (ГОСТ, ОСТ, СТО, ТУ или иному) в требованиях к тому или иному товару (материалу), то требования Инструкции заказчика не могут противоречить этому документу. Обнаружив противоречие, подавайте запрос разъяснений. Заказчик, скорее всего ответит, что допущена была техническая ошибка и попросит «указывать значения как в ГОСТе».
Если же нормативный документ, который заявил заказчик, заменен новым, вы имеете право предложить товар, соответствующий требованиям нового нормативного документа. Заказчик не имеет права за это отклонять заявку.
Пример:
В форме 2, прилагаемой к аукционной документации на поставку сантехнической продукции, заказчик указал требования к раковине по старому ГОСТу. Участник против нескольких пунктов поставил прочерк, что означает «не нормируется» и указал действующий ГОСТ. Его заявка была допущена.
Также необходимо проверить соответствие размерности требованиям Постановления Правительства от 31.12.2009 г. № 879 и нормативных документов. При обнаружении несоответствия, следует подать заказчику запрос разъяснений. Если заказчик признает свою вину – хорошо, а если нет – обращайтесь в ФАС. |
Можно, конечно, оставить так, как написано у заказчика, но этот номер не всегда проходит. Заказчик может отклонить вашу заявку, а в случае обжалования заявит в ФАСе, что он допустил техническую ошибку, а участник, не задав запрос разъяснений, оставил неправильную размерность в предложении.
Продолжение статьи Заполнение: форма 2 44 ФЗ
Комментарии закрыты