ПРОКЛАДКА И ОБУСТРОЙСТВО ТРАСС
Разметка и разбивка трассы, подготовка траншей для прокладки кабеля
Перед прокладкой кабеля производится разбивка трассы, которая в процессе проектирования выбирается с учетом наименьшего объема строительных работ, максимального использования механизмов, удобства эксплуатационного обслуживания и минимальных затрат на работы по защите кабелей от коррозии, опасных влияний и повреждений от ударов молнии.
Разбивка трассы осуществляется в соответствии с рабочими чертежами, отступление от которых допускается только по согласованию с заказчиком или проектной организацией.
Трасса прокладки кабеля выбирается по возможности прямолинейной. Участки с известковыми почвами, сточными водами, свалки и другие места, опасные в коррозийном отношении, следует обходить.
Места нахождения существующих подземных сооружений определяют по технической документации или с помощью кабелеискателей и путем шурфования.
На склонах оврагов, крутых подъемах и спусках свыше 30° и до 45° траншея должна быть вырыта зигзагообразно (”змейкой”), с максимальным отклонением от осевой прямой линии 1,5 м на длине 5 м.
При уклонах от 30° до 45° прокладывается кабель с обычной броней, а при уклонах свыше 45° - с проволочной броней.
Разметку и разбивку трассы подземной кабельной линии производят в соответствии с рабочими чертежами при помощи вех и/или колышков по центру будущей траншеи и на поворотах ее, а также на прямых участках примерно через 50 м по ее длине забивают вешки-колья, которые и служат отправными точками для разбивки траншеи.
Если трасса приходит в местах, где отсутствуют постоянные ориентиры, разбивку производят следующим образом.
В центрах раскопки двух соседних котлованов для смотрового устройства устанавливают первую веху высотой от 3 до 4 м с красным флажком, через 40-50 м ставят вторую веху (в поворотном или основном промежуточном центре) так, чтобы ее было видно со стороны первой вехи, и таким образом получают две точки на оси траншеи, третью веху делают в промежутке между вехами № 1 и 2.
Затем между первой и второй вехами устанавливают веху №3 таким образом, чтобы она находилась в створе (на одной прямой) с первой и второй вехами. Третью и последующие вехи устанавливают со стороны первой через каждые от 40 до 50 м.
Места установки вех фиксируют колышками. Колышки, применяемые для разбивки трасс, должны иметь длину от 30 до 40 см и диаметр от 3 до 4 см. Нижнюю часть колышка затесывают на конце, а на верхней делают срез для маркировки.
Для забивки колышка заготавливают гнездо с помощью лома. Колышки следует забивать в грунт на глубину от 100 до 150мм.
На расстоянии, равном половине ширины траншеи от колышков, следует натягивать шнур, обозначающий линию одного из краев траншеи.
При наличии постоянных ориентиров разбивка трассы может выполняться без визировки по вехам. Окончательную трассу отмечают отбойным шнуром, нанося мелом или краской две параллельные линии, которые определяют требуемую ширину траншей.
В том случае, когда при разбивке обнаружатся несоответствие рабочих чертежей натуре и необходимость выполнения работ с отклонением от проектных данных, строительная организация должна пригласить представителей заказчика и проектной организации для решения вопроса об изменении трассы, что оформляется актом или коррекцией рабочего чертежа, которая должна быть удостоверена подписями представителей заказчика, проектной и заинтересованной организаций.
В процессе разбивки трасс необходимо учитывать следующее:
а) пересечение улиц подземными сооружениями ГТС должно осуществляться под углом 90° к оси улицы, только при невозможности этого допускается отклонение от прямого угла в пределах не более 45°;б) пересечение рельсовых путей (железнодорожных и трамвайных) подземными сооружениями ГТС должно осуществляться только под углом 90°;
в) в садах, парках и скверах разбивка трасс должна производиться в присутствии представителя садово-паркового хозяйства и зеленого строительства с учетом наименьших повреждений зеленых насаждений.
При разбивке трассы прокладки кабелей в грунте необходимо соблюдать расстояния от наземных и подземных сооружений, указанных в проектной документации.
При работе в пределах охранных зон подземных коммуникаций ответственный исполнитель работ обязан проинструктировать под расписку бригадира и машинистов, работающих на механизмах, об условиях производства работ, показать места прохождения подземных коммуникаций по чертежам и в натуре, обозначить границы, в пределах которых запрещено работать с помощью землеройных механизмов, а также применять ударные механизмы.
Если кабельная трасса намечается в местах, где уже имеются действующие кабели или другие подземные сооружения, которые недостаточно точно указаны на уличном чертеже, то, прежде чем приступить к разрытию траншеи, необходимо проверить расположение этих сооружений по отношению к трассе.
С этой целью по всей трассе разрывают пробные ямки - шурфы, которые должны иметь длину 1 м по оси будущей траншеи. В том случае, когда подземные сооружения проходят параллельно будущей трассе, шурфы должны быть вырыты перпендикулярно ее оси через каждые 20 м.
Длина каждого шурфа должна превышать ширину проектируемой траншеи с каждой ее стороны не менее, чем на 0,3 м.
Глубина шурфов, если разыскиваемые сооружения не обнаруживаются, должна превышать глубину траншеи на 0,2 м. Шурфование должно производиться в присутствии представителя организации, эксплуатирующей подземные сооружения.
Вскрытые при шурфовании и при разработке траншей подземные сооружения должны быть защищены специальным коробом и подвешены способом, указанным в рабочих чертежах.
Трассу проложенного подземного кабеля можно уточнить специальным прибором-кабелеискателем.
При глубине прокладки кабеля до 2 м прибор определяет его расположение с точностью до 10 см и работает независимо от дорожных покрытий.
При пересечении траншей с действующими подземными коммуникациями разработка грунта механизированным способом разрешается на расстоянии не более 2 м от боковой стенки и не более 1 м над верхом трубы, кабеля и др. Грунт, оставшийся после механизированной разработки, дорабатывается вручную без применения ударных инструментов и с принятием мер, исключающих возможность повреждения этих коммуникаций.
Подвеска пересекающих траншею коммуникаций
а - одного или нескольких кабелей;
6 - кабельной канализации в асбестоцементных трубах;
в - трубопровода;
1 - кабельная труба;
2 - короб из досок или щитов;
3 - бревно или брус;
4 -- подвески-скрутки;
5 - кабель; б - асбесто-цементные трубы кабельной канализации;
7 - двутавровая балка;
8-- перекладины из швеллеров;
9 - подвески из круглой стали;
10 - подкладки;
11 - пересекающий траншею трубопровод
Глубина кабельной траншеи зависит от того, где она будет проходить.
Если прокладка кабеля происходит под автомобильной дорогой, по которой движется транспорт, то глубина трассы должна быть не менее 1,25 метра.
Рыть траншею надо аккуратно, так как в земле могут находиться инженерные системы, не нанесённые на схему геоподосновы, такой казус встречается очень часто. Если кабельная трасса проходит в городских условиях, в непосредственной близости к зданиям, сооружениям или в местах пересечения с коммуникациями, расположенными в земле, рытье выполняется только вручную.
Глубина траншеи не должна быть менее 70см, ширина траншеи зависит от количества кабелей, которые будут прокладываться.
Глубина прокладки кабелей связи в грунтах I-III категорий должна быть не менее 0,8 м, а в скальных грунтах - не менее 0,5 м при отсутствии наносного слоя грунта и 0,7 м при его наличии.
В населенных пунктах глубину кабельной траншеи увеличивают до 1,0-1,2 м. Классификация грунтов приведена в ГОСТ 25100.
При рытье траншеи ручным способом ее роют так, чтобы боковые стенки траншеи имели некоторый откос. Это облегчает рытье траншеи и предохраняет стенки от осыпания.
Ширина траншеи в верхней части будет зависеть от угла естественного откоса и глубины, при прокладке одного-двух кабелей ее берут равной от 0,3 до 0,45 м по дну и соответственно 0,4-0,5 м по верху траншеи.
Траншеи глубиной до 1 м в неосыпающихся грунтах можно рыть без откосов.
Перед рытьем траншеи с намеченной трассы удаляют посторонние предметы, временные строения, строительный мусор, камни, асфальтовые покрытия, а также производят планировку местности. Асфальтовое покрытие надрубается зубилами (не ломами) по ширине траншеи.
Если мостовая замощена булыжным камнем, разработку его производят с каждой стороны на 150-200 мм шире траншеи для предотвращения падения в траншею камней, которые могут нанести повреждение работающим или повредить уложенный в траншею кабель.
Для свободного прохода рабочих по краю траншеи при разработке грунта выбрасываемую из траншеи землю располагают ио одну сторону траншеи на расстоянии не менее 0,3 м от ее края, а асфальт, булыжный камень и другие материалы - по другую сторону на расстоянии 1 м.
При рытье траншеи следят за тем, чтобы не засыпались дорожные знаки, зеленые насаждения и т. п.
Дно траншеи выравнивают и очищают от камней и щебня, а перед раскаткой и прокладкой кабеля в каменистых и скалистых грунтах засыпают слоем песка или разрыхленного грунта толщиной до 10 см.
Этот слой называют «нижней постелью». Обустройство подсыпки (подушки) из мелкой земли (песка) без камней производится по всей протяженности траншеи. Для этого вдоль всей траншеи должны быть заготовлены для засыпки траншеи мелкая земля или песок. В мягких грунтах постели можно не делать и трубы укладываются на выровненный грунт дна траншеи.
При рытье траншей необходимо следить, чтобы размеры разрываемого участка (особенно в городах и населенных пунктах) позволяли закончить работы в течение рабочего дня.
Строительство любого объекта, будь то жилой многоквартирный дом или производственный цех, не обходится без обустройства коммуникаций, поставляющих в здание тепло, воду и газ.
Учитывая сложность и объем данного вида работ, целесообразным и выгодным будет являться обращение к специалистам, предлагающим услуги в области прокладки и подключения инженерных коммуникаций всех видов. Применение тщательно подобранных материалов и современных образцов техники позволяет завершить работу в минимальные сроки, гарантировать ее качество и предложить заказчикам оптимальный уровень цен на предлагаемые услуги.
В зависимости от назначения объекта и особенностей грунта, работы по обустройству коммуникаций могут осуществляться траншейным или бестраншейным способом.
Первый считается традиционным – он требует времени и использования экскаваторной техники, а также – необходимости подготовить место для временного размещения грунта, извлеченного из земли, место которого займут трубы и их отделка.
В свою очередь, бестраншейный метод – современный, разработанный, в связи с необходимостью обустройства коммуникаций в сложнопроходимых местах под землей, когда стоит задача сохранить транспортные пути и здания на ее поверхности.
Основные методы бестраншейного обустройства коммуникаций – это горизонтальное или наклонно бурение, продавливание грунта, прокол, осуществляемые, с применением специальной техники и оборудования, гарантирующего целостность слоя грунта и сохранность объектов.
Каждый из типов коммуникаций требует соблюдения особых мер, в процессе разработки котлованов и рытья траншей.
Так, водопроводные сети отличаются разветвленностью и необходимостью обустройства частых разводок к расположенным рядом объектам.
Их обустройство требует, в первую очередь, соблюдения условий, для сохранности проводящих свойств и защиты от негативного внешнего воздействия, а также – экономичной эксплуатации и возможности осуществления ухода и периодического контроля.
Чтобы экономично и быстро выполнить все виды работ, строительные и ЖКХ-организации берут в аренду строительное оборудование и технику.
В свою очередь, тепловые сети отличаются значительным размером диаметра труб. Их проектирование требует тщательности и внимания, а также – подбора материалов, с одной стороны, устойчивых к продолжительному тепловому воздействию, с другой, способных выдержать понижение температуры в грунте в зимний период, а с третьей, обеспечить сохранность температуры теплоносителя. Поэтому проектирование работ по обустройству теплосетей доверяют опытным специалистам, гарантирующим соблюдение всех необходимых условий.