Правила подготовки успешной заявки
Теперь перейдём к правилам подготовки успешной заявки для участия в электронном аукционе:
- Заявка — юридически значимое действие;
- Письменное подтверждение участником своего согласия:
- участвовать в торгах на условиях, указанных в извещении и документации;
- выполнить контракт/договор на условиях, изложенных в документации.
Правило подготовки заявки: Один участник — одна заявка.
Также существуют правила подготовки предложения по объекту закупки, такие как:
- Участник при подготовке заявки должен указать все необходимые характеристики, параметры, элементы, условия и т.д.
- Необходимо руководствоваться инструкцией по заполнению заявки, нормативной документацией по объекту закупки, информацией от производителя, требованиями заказчика.
- Указание страны происхождения товара в заявке:
- в закупках по Закону № 223-ФЗ обязательно;
- в закупках по Закону №44-ФЗ только для закупок в рамках национального режима.
Самое оптимальное в данном случае — руководствоваться инструкцией по подготовке заявки. Подготовка заявки ответственное дело.
К зоне рисков участника относятся:
- Заявка на участие в электронном аукционе или конкурсе. Она должна быть составлена грамотно и правильно.
- Документы. Должен быть собран весь требуемый пакет документов в нужной форме.
- Сроки. Должны быть соблюдены на всех этапах.
- Ценовое предложение. Не должно быть выше чем начальная максимальная цена.
- Внесение обеспечения заявки. Нужно иметь обеспечение заявок, оно является обязательным в большинстве закупок.
— Внесение обеспечения контракта/договора;
— Выполнение всех условий контракта/договора в точном соответствии.
Существует Единый реестр участников закупок в ЕИС. Участникам нужно регистрироваться в ЕИС и проходить аккредитацию на площадках. С 1 января 2020 года это условие обязательно. Срок регистрации и аккредитации — 3 года.
Также следует рассмотреть нарушения заказчиков, которые могут выступать основанием для обжалования отказа. К таким нарушениям можно отнести:
- Избыточные требования к товарам в заявке.
- Отсутствие инструкции по заполнению заявки.
- Противоречивые требования в различных разделах документации.
- Указание на товарный знак без упоминания «эквивалента».
- Неполный объем сведений и документов.
Если на этапе изучения документации вы заметили подобные нарушения, обжалуйте их незамедлительно. Скорее всего, возникнут проблемы на этапе подачи заявки, а также на этапе отбора заявок.
При подаче заявки на электронный аукцион нужно помнить, что:
- При прочих равных выигрывает заявка, поданная раньше остальных. Если подано два аналогичных предложения по товарам/работам/услугам, совпадает цена, то выиграет заявка, поданная раньше.
- В заявках необходимо указывать самые точные, конкретные и детальные характеристики товара, работы, услуги. Таким образом заказчику предоставляется возможность прочитать предложение, демонстрирующее реальные возможности поставщика.
- К заявке можно прилагать дополнительную информацию, подтверждающую конкурентные преимущества участника.
- Регулярно нужно проверять актуальность документов, которые входят в состав заявок и обновлять их по необходимости.
Особое внимание при подготовке заявки следует уделить техническим составляющим:
- ГОСТы и другие нормативно-технические документы в заявке.
- Параметры товара могут быть указаны в диапазонах (диаметр трубы от 200 мм до 240 мм ), в допусках (не более 50 мм), либо в точных значениях (5 см).
- Заказчик должен обозначить, какие параметры указывают поставщики в заявке.
- Бывают параметры, для которых диапазонное значение является конкретным: асфальт должен обладать определенными характеристиками при температуре от + 30 С до — 30 С.
- Правила чтения знаков препинания, предлогов и союзов: формулировка «цвет покрытия «серый» или «белый» означает, что участник в заявке должен указать один конкретный цвет.
Основные правила подачи заявок на электронный аукцион:
- Изучаем извещение, документацию, ТЗ.
- Опираемся на закон.
- Подробно анализируем контракт/договор.
- Следуем инструкции по заполнению заявки.
- Соблюдаем сроки.
- Вносим обеспечение заявок.
- Помним, что заказчик вправе вносить изменения в извещение, что может продлить сроки подачи заявок.
- Готовим и подаем заявку.
Основные ошибки, связанные с предложением по объекту закупки в заявке:
- сведения об объекте закупки указанные в заявке недостоверны — не соответствуют информации, предоставленной производителем, данным экспертизы, содержанию удостоверяющих документов;
- отсутствуют конкретные характеристики объекта закупки;
- в составе заявки не представлены необходимые документы, хотя заказчик указал их как обязательные;
- параметры и характеристики указанные в заявке не соответствуют ГОСТ и нормативной документации.
Рекомендации, как не допускать подобные ошибки при подготовке заявки:
- описание объекта закупки должно точно соответствовать инструкции по заполнению заявки;
- диапазонные значения указываются заказчиком для того, чтобы участник выбрал точные показатели, кроме случаев, предусмотренных ГОСТ и нормативными документами;
- не следует использовать слова «от», «до», «менее», «более», «должно быть» или «допускается», если они не предусмотрены ГОСТом или нормативной документацией;
- надо исключить двусмысленные и расплывчатые данные.
Выводы по правилам описания объекта закупки:
- полнота описания товаров при подготовке заявки;
- использование стандартных показателей, общепринятой терминологии, доступных описательных элементов;
- соответствие технической документации, регламентам, ГОСТ, требованиям законодательства и нормативных документов;
- соответствие требованиям заказчика для конкретной закупки;
- дополнительные условия: упаковка, маркировка, доставка, разгрузка, монтаж, наладка, ввод в эксплуатацию, гарантийный срок и объем гарантий и т.д.
Согласие на поставку товаров, работ и услуг, указанных заказчиком в документации.
Согласие на поставку указывается в случае, если участник предлагает для поставки товар, в отношении которого в документации содержится указание на товарный знак, фирменное наименование, патенты, место происхождения товара, производитель и т.д.
Напоминаем, что в законодательстве произошли изменения. Заказчик вправе при любой закупке любым способом указывать товарный знак, при условии, что он укажет возможность поставки эквивалента и пропишет для него критерии, если участник готов выполнить работы /оказать услуги в соответствии с условиями, изложенными в документации, и иная информация заказчиком не запрашивается. Статья 33 44-ФЗ.
В некоторых случаях при подготовке заявки требуется указать иную информацию:
1) Если участник предлагает заказчику эквивалент указанного в документации товара с товарным знаком, то тогда необходимо в заявке указать:
- наименование производителя товара и его товарный знак;
- конкретные показатели товара, соответствующие значениям эквивалентности.
То есть нужно доказать заказчику, что ваш эквивалент ему подходит.
2) Если заказчик не указал в документации товарный знак, а прописал характеристики и параметры необходимого товара, то тогда необходимо в заявке указать:
- конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией;
- товарный знак, фирменное наименование, место происхождения товара и т.д.
Бывают ли ситуации, когда товарного знака нет? Да. Например, щебень.
При заявке подготовленной с ошибками она с большой долей вероятности будет отклонена Заказчиком.