ПОДГОТОВКА ТЕХНИЧЕСКОГО ЗАДАНИЯ ЗАКАЗЧИКОМ 44 ФЗ
с точки зрения отклонения лишних участников
Если участник, ошибаясь при заполнении формы 2 рискует лишь отклонением заявки и, как следствие, неучастием в аукционе, то заказчику грозит снос документации, и, как следствие, срыв плана закупок, а, главное штраф, который если он налагается на членов комиссии, составляет 50 000 руб на каждого её члена.
Более того, законодательством предусмотрено административное наказание за нарушения процедуры проведения торгов, неразмещение в срок протоколов рассмотрения заявок и итоговых протоколах, ошибки в этих протоколах.
Ошибки при подготовке технического задания Заказчиком 44 ФЗ ( форма 2 )
Рассмотрим подробнее ошибки, наиболее часто допускаемые заказчиками, а именно, ошибки при подготовке технического задания.
- Заказчик, желая создать трудности лишним участникам, включает в техническое задание (рекомендованную форму 2) требования к товарам, которые отсутствуют в смете. Если бдительный участник заметит это, заказчика ждет жалоба в ФАС, комиссия которого непременно заставит заказчика провести повторное размещение процедуры.
Избыточные требования в техническом задании на проведение аукциона по 44 ФЗ
- Заказчик, желая создать трудности лишним участникам, включает в техническое задание (рекомендованную форму 2) излишние (избыточные) требования к товарам.
Участнику, чтобы указать конкретное значение, например, содержания водяных паров в кислороде, пришлось бы приобретать баллон с кислородом и проводить инструментальные исследования, что законодательством не предусмотрено.
Участник не обязан приобретать товар до победы в тендере, ведь он не может знать, выиграет ли его заранее, при подаче заявки. Жалоба в ФАС на документацию в таком случае весьма вероятна, а исход ее рассмотрения предугадать несложно – комиссия ФАС заставит заказчика внести изменения в документацию и разместить процедуру повторно.
Отсутствие инструкции в техническом задании на закупку по 44 ФЗ
- Заказчик вообще не приводит Инструкцию в документации или указывает в ней значения не всех символов, либо приводит символы, которые в форме 2 не используются. В этих случаях ему придется отвечать на запросы разъяснений. Однако участник не обязан подавать запрос разъяснений, он также может не прочитать ответ на запрос разъяснений других участников, а сразу пожаловаться в ФАС.
Если запросы разъяснений по этому поводу были, и заказчик дал конкретный ответ, ФАС может и не выносить предписание. Тут уж все зависит от внутреннего убеждения комиссии ФАС. Но при полном отсутствии Инструкции в тендерной документации, скорее всего, решение ФАС будет для заказчика неблагоприятным.
Размещение технического задания на аукцион в требуемом формате
- Заказчик размещает форму 2 в формате pdf или сканированном pdf, или в виде кадров в Word. Здесь все зависит от того, копируется ли текст формы 2. Если он копируется, хотя бы построчно, результат рассмотрения жалобы в ФАСе может оказаться не в пользу участника. Подавший жалобу тогда пропустит интересующий его тендер, то есть заказчик добъется своей цели. Если же текст формы не копируется в среде общедоступных программ, придется заказчику размещать процедуру повторно.
Ненадлежащая инструкция в техническом задании на проведение аукциона по 44 ФЗ
- Заказчик в своей Инструкции приводит требования, не позволяющие участнику предложить конкретное значение или диапазон того или иного показателя в соответствии с нормативным документом, заявленным самим же заказчиком.
Здесь, конечно, в случае обжалования комиссия ФАС примет сторону участника, ведь нормативные документы обладают верховенством над его Инструкцией. Даже если заказчик не заявил тот или иной ГОСТ или ТУ, все равно все товары в России и за рубежом выпускаются не кустарным способом, а в соответствии с нормативными документами, и какому-то из них он должен соответствовать.
Товарные знаки при подготовке технического задания по 44 ФЗ
- Заказчик не имеет права указывать товарные знаки в форме 2, за исключением случаев, когда, например, требующийся ему товар является частью системы и необходима его совместимость с другими компонентами этой системы, например, аккумулятор источника бесперебойного питания (ИБП) для конкретного ИБП. В этом случае обжалование документации для участника – дело бесполезное.
Если же заказчик не сможет объяснить зачем потребовал указания товарных знаков, ФАС может заставить его провести процедуру повторно. Кроме того, заказчик не имеет возможности проверить наличие/отсутствие товарного знака у того или иного товара, поскольку одни и те же товары выпускает множество фирм в разных странах. Поэтому, если он отклонит заявку из-за того, что участник укажет, что у данного товара товарный знак отсутствует, тот сможет с успехом оспорить такое отклонение в ФАСе.
Требования ПП 879 в техническом задании на электронный аукцион по 44 ФЗ
- Заказчик может отклонить заявку, если участник указал размерность с нарушением требований Постановления Правительства от 31.09.2009 г. №879. Но если заказчик сам указал размерность с нарушением требований того ПП 879, а участник оставил ее как есть, возможно, номер у заказчика не пройдет, ведь он обязан сам проверять свою документацию. Кроме того, чтобы можно было отклонить заявку за несоответствие размерности требованиям ПП 879, заказчик должен указать в Инструкции, что размерность должна им соответствовать. Если он этого не сделает, ФАС может принять сторону участника.
Страна происхождения товара в техническом задании на электронный аукцион по 44 ФЗ
- Заказчик может отклонить заявку, если участник указал страну происхождения товара не в соответствии с общероссийским классификатором стран мира, например, «Голландия», вместо «Королевство Нидерланды». Но чтобы можно было при рассмотрении отклонить заявку за несоответствие наименования страны происхождения товара требованиям Общероссийского классификатора стран мира, заказчик должен указать в Инструкции, что оно должно соответствовать этому классификатору.
Если он этого не сделает, ФАС может принять сторону участника. Совсем иное дело – указание непризнанного государства (например, Тайваня) в качестве страны происхождения товара. В этом случае, ФАС, наверняка, признает правоту заказчика при обжаловании участником отклонения заявки, ведь Тайвань по мнению МИД РФ – часть КНР.
Вопрос: Заказчик планирует объявить аукцион на ремонт учебных аудиторий
(с заменой окон, дверей и пр.) в порядке, предусмотренном Федеральным законом № 44-ФЗ. Необходима ли проектная документация на такой ремонт или достаточно дефектной ведомости и локального сметного расчета?
Ответ: Согласно п. 14.2 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ замена и (или) восстановление строительных конструкций объектов капитального строительства или элементов таких конструкций отнесено к понятию «капитальный ремонт объектов капитального строительства». Согласно п. 24 ст. 2 Федерального закона от 30.12.2009 г. № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» строительная конструкция – часть здания или сооружения, выполняющая определенные несущие, ограждающие и (или) эстетические функции. Следовательно, окна и двери являются строительными конструкциями и их замена отнесена Градостроительным кодексом РФ к капитальному ремонту объектов капитального строительства.
Согласно ч. 12.2 ст. 48 Градостроительного кодекса РФ в случае проведения капитального ремонта объектов капитального строительства осуществляется подготовка отдельных разделов проектной документации в зависимости от содержания работ. Состав и требования к содержанию разделов проектной документации при проведении капитального ремонта устанавливаются Правительством РФ (ч. 13 ст. 48 Градостроительного кодекса РФ). Пунктом 7 Положения о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утвержденного постановлением Правительства РФ от 16 февраля 2008 г. № 87, предусмотрено, что разделы 6, 11, 5 и 9 проектной документации разрабатываются в полном объеме для объектов капитального строительства, финансируемых полностью или частично за счет средств соответствующих бюджетов. Во всех остальных случаях необходимость и объем разработки указанных разделов определяются заказчиком и указываются в задании на проектирование. Таким образом, наличие разделов 6, 11, 5 и 9 проектной документации обязательно при осуществлении закупок работ по капитальному ремонту, финансируемых полностью или частично за счет средств соответствующих бюджетов. В остальных случаях достаточно дефектной ведомости и локального сметного расчета.
Продолжение статьи Подготовка технического задания заказчиком 44 ФЗ
Комментарии закрыты