При проведении закупок, в том числе описании объекта закупки, заказчики обязаны использовать Каталог товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (КТРУ), утвержденный Постановлением Правительства РФ № 145 от 08.02.2017. С 1 июля 2020 года вступили в силу очередные изменения, внесенные в этот документ. В частности вводится полный запрет на указание дополнительных характеристик, отсутствующих в позиции КТРУ, если закупаемый товар входит в перечень радиоэлектронной продукции, утвержденный Постановлением Правительства РФ № 878 от 10.07.2019.
В этот перечень включена большая часть медицинского оборудования: рентген-, ЭКГ- и УЗИ-аппараты, компьютерные томографы, аппараты для лучевой терапии и проч., отнесенные, согласно КТРУ, к коду ОКПД2 26.60. В итоге при проведении закупок этого оборудования заказчики обязаны соблюдать установленный нормативным актом запрет.
Формальное прочтение этого документа приводит к выводу о недопустимости указания каких-либо характеристик, не указанных в КТРУ. Однако множество позиций медицинского оборудования вовсе не содержит ни одной характеристики либо содержит несколько параметров, которыми явно не может исчерпываться потребность заказчика.
Фактически рассматриваемая норма может парализовать проведение закупок медицинского оборудования. Потребность медучреждений не может исчерпываться только наименованием товара и парой характеристик (при их наличии в позиции КТРУ). Остается лишь гадать, какое оборудование может быть поставлено заказчику по такому описанию объекта закупки.
Не лучше обстоят дела и с применением вступившего в силу в мае Постановления Правительства № 616 от 30.04.2020. В соответствии с п.1 данного документа запрещается закупать промышленные товары, включенные в перечень, в случае их происхождения из иностранных государств (кроме ЕАЭС). В соответствии с п.6 постановления подтверждением производства продукции на территории РФ служит наличие сведений в реестре российской промышленной продукции, евразийское происхождение – соответственно сведениями в реестре промышленной продукции ЕАЭС.
Утвержденный постановлением № 616 перечень включает в т.ч. медизделия, например:
13.20 «Марля медицинская»;
13.95 «Материалы нетканные и изделия из них, кроме одежды»;
13.99 «Вата медицинская гигроскопическая»;
14.12 «Одежда медицинская»;
14.19 «Одежда медицинская».
Однако в реестр российской промышленной продукции включены далеко не все позиции, указанные в перечне, утвержденном постановлением № 616. К примеру, на июль 2020 года в реестре отсутствует вата медицинская гигроскопическая и многие другие медизделия.
Формальное применение положений постановления № 616 не позволяет в принципе закупить товары, отсутствующие в реестре. В результате множится печальная практика, когда заказчики объявляют закупку, а затем отклоняют всех участников за отсутствие их изделия в реестре.
Так, в Новосибирской области заказчик объявил аукцион на поставку медицинских изделий с НМЦК свыше 54 млн руб. Заявка отечественного производителя была отклонена по результатам применения постановления № 616 (за отсутствие в реестре). В результате аукцион был признан несостоявшимся по причине отклонения всех поступивших заявок. Участник закупки пытался оспорить в антимонопольном органе действия комиссии, однако проиграл.
Аналогичная ситуация повторилась в Воронежской области.
Рассмотренные выше два нормативных акта подтверждают недостаточно глубокую проработку и оценку рисков при принятии документов, регулирующих вопросы закупок в нашей стране. Автор не сомневается, что норма, устанавливающая запрет на включение дополнительных характеристик при использовании позиции КТРУ, не должна распространяться на закупки медицинского оборудования. При этом исправить ситуацию можно, исключив медицинское оборудование (код ОКПД2 26.60 из Перечня радиоэлектронной продукции, утв. Постановлением № 878). Положения же постановления № 616 должны быть пересмотрены с учетом реальной возможности их исполнения.
Комментарии закрыты