Как назначить контрактного управляющего или организовать контрактную службу
Чтобы осуществлять закупки по 44-ФЗ, заказчики обязаны создать контрактную службу или назначить контрактного управляющего.
Что такое контрактная служба
Это группа должностных лиц заказчика, которые выполняют на постоянной основе функции по осуществлению всех госзакупок (ч. 1 и 4 ст. 38 Закона № 44-ФЗ).
У службы обязательно должен быть руководитель.
Такая служба создается в случае, если совокупный годовой объем заказов, в соответствии с планом-графиком, превышает 100 миллионов рублей (ч. 1 ст. 38 44-ФЗ).
Заказчики с небольшим годовым объемом госзакупок не обязаны формировать у себя целую службу.
Если она отсутствует и совокупный годовой объем заказов не превышает 100 миллионов рублей, необходимо лишь назначить одного специалиста, ответственного за госзакупки.
Кто такой контрактный управляющий по 44-ФЗ
Это должностное лицо, ответственное за осуществление одной или нескольких закупок, включая исполнение каждого контракта.
На одного работника контрактной службы может быть возложена только часть обязанностей по госзакупке, например, планирование.
А обязанности контрактного управляющего по 44-ФЗ нельзя распределить между несколькими специалистами в зависимости от этапа закупки, все они исполняются одним специалистом с начала планирования заказа и до исполнения контракта по нему. Функции закупщиков могут быть возложены только на сотрудников, которые состоят в трудовых или служебных отношениях с заказчиком.
Документы, которые регулируют деятельность
В своей деятельности работники руководствуются Конституцией Российской Федерацией, гражданским и бюджетным законодательством, нормативными правовыми актами, положением (регламентом) о специальной службе заказчика-работодателя.
Общие требования определены Законом № 44-ФЗ и Типовым положением (регламентом), который утвержден Приказом Минэкономразвития России от 29.10.2013 № 631. Форма принятия решения о создании такого подразделения Законом № 44-ФЗ не установлена.
На практике оно оформляется приказом руководителя организации-заказчика.
Также он обязан разработать на основании Типового положения и утвердить собственное положение (регламент).
Утверждать какие-либо документы, которые будут регламентировать деятельность ответственного за госзакупки, законодательство не обязывает.
Не существует пока и рекомендованных к применению форм. Например, не разработана типовая должностная инструкция контрактного управляющего бюджетного учреждения.
Вместе с тем при приеме на работу сотрудника, на которого на постоянной основе будут возложены обязанности управляющего, или при вменении таких обязанностей сотруднику, ранее их не выполнявшему, заказчику необходимо определить функции и полномочия работника в трудовом договоре, должностной инструкции или регламенте. Образец приказа о создании службы.
И служба, и единственный специалист по госзакупкам осуществляют организацию всего цикла госзакупок: от планирования до исполнения всех обязательств по контракту, в том числе по оплате товаров, оказанных услуг, выполненных работ.
Приведем общий перечень обязанностей и полномочий закупщиков, предусмотренный ст. 38 Закона 44-ФЗ:
разработка планов закупок и планов-графиков;
извещение о планируемых заказах;
осуществление закупок;
участие в рассмотрении жалоб на процедуру закупки;
предоставление консультаций поставщикам;
иные полномочия, предусмотренные законом.
Как видим, перечень не является закрытым и может быть расширен и дополнен исходя из потребностей заказчика.
Более подробно функции при подготовке и осуществлении закупок перечислены в Типовом положении.
В случае если в организации назначен контрактный управляющий, должностные обязанности на такого работника возлагаются как в соответствии с занимаемой им должностью, так и в соответствии с его назначением на эту должность.
Для назначения достаточно решения заказчика: приказа или распоряжения о назначении работника управляющим с возложением на него функций, которые установлены требованиями ч. 4 ст. 38 Закона N 44-ФЗ.
Однако ответственным за закупки больше нельзя назначить любое лицо. Работники службы и контрактный управляющий должны иметь высшее образование или дополнительное профессиональное образование в сфере закупок. Ранее достаточно было профессионального или дополнительного профессионального образования.
Назначение контрактного управляющего для проведения госзакупок по 44-ФЗ
Для осуществления госзакупок бюджетные учреждения должны назначать ответственных за их проведение лиц или даже целую команду. В силу закона 44-ФЗ (далее – закон), в зоне ответственности таких лиц находятся практически все этапы госзакупок, начиная от разработки планов закупок и заканчивая участием в спорах с исполнителями (поставщиками) относительно вопросов заключения контракта.
Контрактный управляющий или контрактная служба?
Закон обязывает заказчика создать контрактную службу, если совокупный годовой объем закупок у них составляет более 100 миллионов рублей. Если же на годовые закупки заказчик тратит меньше указанной суммы, то он может обойтись назначением контрактного управляющего.
К сведению. Совокупный годовой объем закупок представляет собой утвержденный объем финансирования госзакупок на определенный финансовый год. Сюда входят и денежные средства, которые будут расходоваться на оплату контрактов, которые были заключены ещё до наступления данного финансового года, но должны быть оплачены именно в указанном году.
Контрактный управляющий
Профессиональные требования
Для назначения контрактных управляющих необходимо искать сотрудников, которые имеют высшее образование или дополнительное профессиональное образование в сфере закупок. Следует отметить, что закон позволяет до 01.01.2017 года принимать на работу в качестве контрактного управляющего лиц, которые имеют лишь профессиональное образование или дополнительное профессиональное образование в области госзакупок.
Назначение
Целесообразно назначать сотрудника, который будет заниматься исключительно госзакупками. Но далеко не все бюджетные учреждения могут позволить себе подобную «роскошь». Закон не запрещает привлекать к работе по должности контрактного управляющего лиц, которые занимают иные должности у заказчика в порядке совмещения.
Для назначения на должность контрактного управляющего необходимо издать соответствующий приказ и разработать должностную инструкцию для такого работника. Образцы данных документов разработаны сотрудниками СПС «Гарант»:
Полномочия
Контрактный управляющий наделен следующими полномочиями:
разработка плана закупок, а также внесение изменений в него и размещение его в ЕИС;
разработка плана-графика, а также внесение изменений в него и размещение его в ЕИС;
подготовка и размещение в ЕИС документации по закупкам, проектов контрактов, извещений о проведении закупок и приглашений для поставщиков при их определении закрытым способом;
обеспечение осуществления закупок (в данную функцию также включается заключение контрактов);
участие при рассмотрении жалоб поставщиков, направленных на обжалование результатов определения поставщиков и подготовка материалов для исковой и претензионной работы;
иные полномочия, предусмотренные законом.
Контрактная служба
Профессиональные требования
Профессиональные требования для участников контрактной службы равнозначны данным требованиям для контрактного управляющего, указанным выше.
Создание
Для создания контрактной службы необходимо издать приказ с указанием лиц, которые будут входить в состав данной службы, и их полномочий.
Согласно закону контрактная служба должна руководствоваться в своей деятельности типовым регламентом. В настоящее время типовой регламент деятельности контрактной службы утвержден Приказом Минэкономразвития России от 29.10.2013 № 631:
Необязательно выделять целое структурное подразделение для контрактной службы. Достаточно утвердить постоянный состав работников, которые в нее входят.
Количество членов и структуру контрактной службы определяет сам заказчик. Но в неё должны входить как минимум два сотрудника.
Полномочия
Полномочия членов контрактной службы аналогичны тем, что указаны выше для контрактного управляющего. Более подробный перечень функций контрактной службы отражен в типовом регламенте.
Ответственность контрактного управляющего и членов контрактной службы
Закон устанавливает персональную ответственность для контрактных управляющих и членов контрактной службы за соответствие проведения госзакупок действующим нормативным актам, регулирующим их. Нарушение указанными лицами нормативных актов в сфере госзакупок может стать основанием для привлечения их, например, к дисциплинарной, гражданско-правовой и даже к уголовной ответственности.
Кроме того, указанные лица, как должностные, могут быть привлечены к административной ответственности. Так, например, согласно ст. 7.30 КоАП РФ контрактный управляющий может быть оштрафован на 30 000 рублей, если нарушит сроки размещения в ЕИС документов, которые необходимо разместить для госзакупок согласно закону более чем на два рабочих дня.