ОБЗОР ИЗМЕНЕНИЙ В ЗАКУПКАХ ПО 44-ФЗ И 223-ФЗ Часть 5
В НАЧАЛО СТАТЬИ
ИЗМЕНЕНИЕ СУЩЕСТВЕННЫХ УСЛОВИЙ КОНТРАКТА
Добавили новые основания изменить существенные условия контракта:
- Закупка работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, сохранению объектов культурного наследия. Изменить контракт можно до 10 процентов от цены.
- Заключили контракт на срок не менее года и его цена составляет или превышает предельный размер, установленный Правительством. При этом возникли обстоятельства, которые мешают исполнить контракт, и такие обстоятельства не зависят от сторон. По решению Правительства, высшего исполнительного органа власти региона или местной администрации в контракт можно внести изменения. При этом необходимо соблюдать два условия. Первое – закупаете работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, сохранению объектов культурного наследия. Второе – в результате изменений срок исполнения контракта не увеличится, а цена не вырастет более чем на 30 процентов.
- Контракт на работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, сохранению объектов культурного наследия невозможно исполнить по не зависящим от сторон обстоятельствам или контракт не исполнен в срок по вине подрядчика. В этом случае можно однократно продлить срок исполнения контракта на срок, который не превышает срок исполнения при заключении. Если исполнение сорвал подрядчик, то продлить срок можно, только когда контрагент выплатит неустойку.
- Контракт с единственным поставщиком по пунктам 1, 8, 22, 23, 29, 32, 34, 51 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ.
Что изменили – подпункт «б» пункта 1 части 1 статьи 95 Закона № 44-ФЗ.
Чем изменили – подпунктом «а» пункта 64 статьи 1 Закона № 71-ФЗ.
ПРАВО ЗАКЛЮЧИТЬ КОНТРАКТ СО ВТОРЫМ УЧАСТНИКОМ
Если расторгли контракт в одностороннем порядке, по решению суда или по соглашению сторон, то можете заключить контракт со вторым участником. Второй участник – это претендент, который в ходе закупки предложил лучшие условия после победителя. Участник вправе отказаться заключать сделку. При этом если расторгли контракт в одностороннем порядке, второй контракт заключайте только после того, как сведения о победителе внесут в РНП.
При заключении контракта со вторым участником необходимо уменьшить объем продукции и цену пропорционально исполненным обязательствам.
Что изменили – дополнили частью 17.1 статью 95 Закона № 44-ФЗ.
Чем изменили – подпунктом «б» пункта 64 статьи 1 Закона № 71-ФЗ.
РЕЕСТРЫ УЧАСТНИКОВ ЗАКУПОК
Операторы электронных площадок размещают на сайте ЭП реестры аккредитованных участников закупок. В реестры включают сведения:
- наименование – для юрлица;
- Ф. И. О. – для физлица;
- ИНН участника закупки;
- дата аккредитации на ЭП;
- иную документацию согласно законодательству.
Что изменили – дополнили частями 4.1 и 4.2 статью 24.2 Закона № 44-ФЗ.
Чем изменили – подпунктом «а» пункта 12 статьи 1 Закона № 71-ФЗ.
ЗАКУПКИ НЕ ДЛЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ИЛИ МУНИЦИПАЛЬНЫХ НУЖД
Допустим, организация обязана провести закупку по Закону № 44-ФЗ, но при этом закупает продукцию не для государственных или муниципальных нужд. В этом случае заказчик не применяет следующие положения Закона № 44-ФЗ:
- национальный режим (ст. 14 Закона № 44-ФЗ);
- ИКД и КТРУ (ст. 23 Закона № 44-ФЗ);
- участники уголовно-исполнительной системы (ст. 28 Закона № 44-ФЗ);
- инвалиды (ст. 29 Закона № 44-ФЗ);
- СНП и СОНО (ст. 30 Закона № 44-ФЗ);
- контракт (ст. 34 Закона № 44-ФЗ);
- банковское сопровождение (ст. 35 Закона № 44-ФЗ).
Что изменили – дополнили частью 7 статью 15 Закона № 44-ФЗ.
Чем изменили – пунктом 3 статьи 1 Закона № 71-ФЗ.
КОНТРОЛЬ ЗАКУПОК
Контрольные органы не могут выполнять функции уполномоченных органов и учреждений при централизованных закупках. Исключения – случаи, когда централизованные закупки проводят:
- федеральный орган исполнительный власти по решению Президента или Правительства (ч. 2 ст. 26 Закона № 44-ФЗ);
- федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти региона, орган местного самоуправления, которые уполномочены на централизованные закупки согласно части 5 статьи 26 Закона № 44-ФЗ;
- орган местного самоуправления района или городского органа, которые уполномочены на контроль закупок.
В перечисленных случаях нельзя возлагать обязанности по проведению централизованных закупок и контролю таких закупок на одно должностное лицо.
ФАС, региональные и муниципальные контрольные органы будут проверять заказчиков в порядке, который установит Правительство. Органы исполнительной власти регионов смогут контролировать работу муниципальных заказчиков по соглашениям между субъектом РФ и муниципальным образованием.
Контролеры получат право проводить внеплановые проверки, если получат информацию о нарушении законодательства. Источники такой информации:
- заявление, сообщение физического, юридического лица, осуществляющего общественный контроль общественного объединения или объединения юридических лиц;
- обнаружение контрольным органом нарушений законодательства;
- сообщение в СМИ.
Перечень источников информации не исчерпывающий.
Эффективность работы контрольных органов будут оценивать в порядке, который установит Правительство.
Что изменили – статью 99 Закона № 44-ФЗ.
Чем изменили – пунктом 2 статьи 1 Федерального закона от 01.04.2019 № 50-ФЗ.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ЭКСПЕРТИЗЫ
В реестр контрактов необходимо включить заключение по результатам экспертизы поставленного товара, работ и услуг или отдельного этапа исполнения, если заказчик привлекал экспертов или экспертные организации.
Что изменили – пункт 10 части 2 статьи 103 Закона № 44-ФЗ.
Чем изменили – пунктом 68 статьи 1 Закона № 71-ФЗ.
ПОРЯДОК ОБЖАЛОВАНИЯ
ФАС не рассматривает жалобу участника, сведения о котором включили в реестр недобросовестных поставщиков. Условие – заказчик при закупке установил требование, чтобы сведений об участнике не было в РНП.
Что изменили – дополнили пунктом 5 часть 11 статьи 105 Закона № 44-ФЗ.
Чем изменили – подпунктом «е» пункта 3 статьи 1 Закона № 50-ФЗ.
С 4 июля 2019 года
Изменили условия допуска иностранных товаров согласно приказу Минфина от 04.06.2018 № 126н. Добавили условие – преференции не применяют, когда заказчик установил запрет на допуск иностранной продукции. Скорректировали список продукции, для которой применяют условия допуска.
Что изменили – приказ № 126н.
Чем изменили – приказом Минфина от 22.01.2019 № 10.
С 31 июля 2019 года
С 31 июля отменили обязанность публиковать извещение у единственного поставщика и расширили перечень случаев, когда можно работать по Закону № 223-ФЗ. Полный перечень изменений смотрите в таблице.
Что изменили | Краткое описание изменений |
Закупки у единственного поставщика | Учреждениям культуры увеличили максимальную сумму контракта. Обязанность публиковать извещения отменили |
Особенности закупок учреждений культуры | Учреждениям культуры разрешили включать в контракт дополнительное условие. Требование указывать персональные данные при размещении в ЕИС контракта с деятелями культуры отменили |
Экспертиза результатов контракта | Отменили обязанность привлекать к приемке экспертов и экспертные организации |
ЗАКУПКИ У ЕДИНСТВЕННОГО ПОСТАВЩИКА
Внесли следующие изменения для закупки у единственного поставщика:
- отменили обязанность публиковать извещение о закупке;
- теперь не нужно формировать отчет-обоснование о невозможности провести конкурентную закупку;
- установили перечень случаев, в которых нужно рассчитывать и обосновывать НМЦК по правилам статьи 22 Закона № 44-ФЗ.
Увеличили максимальную сумму контракта по пункту 5 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ до 600 000 руб. Максимальный годовой объем таких закупок – 30 млн руб. Как подготовиться к изменению:
- посмотрите, какие конкурентные закупки в пределах 600 тыс. руб. запланировали. Возможно, целесообразнее будет провести закупку у едпоставщика после того, как изменения вступят в силу;
- проанализируйте, что хотели закупить на сумму до 400 тыс. руб. Возможно, необходимо увеличить объем продукции. После 31 июля это станет возможным, если увеличить стоимость закупки в пределах 600 тыс. руб.;
- пересмотрите закупки, которые планировали дробить на несколько контрактов с едпоставщиком. Возможно, уложитесь в сумму 600 тыс. руб. и избежите дробления, за которое есть риск получить наказание от ФАС.
Когда увеличиваете стоимость контракта, убедитесь, что укладываетесь в предельные показатели.
До 31 июля 2019 года | С 31 июля 2019 года | |
Максимальная цена контракта | 400 000 руб. | 600 000 руб. |
Годовой объем закупок | Не выше 50 процентов СГОЗ и 20 млн руб. | Не выше 5 млн руб.
либо не выше 50 процентов СГОЗ и 30 млн руб. |
Что изменили – пункт 5 части 1, части 2–4 статьи 93 Закона № 44-ФЗ.
Чем изменили – подпунктами «б»–«г» пункта 62 статьи 1 Закона № 71-ФЗ, подпунктом «а» пункта 6 статьи 2 Федерального закона от 01.05.2019 № 70-ФЗ.
ОСОБЕННОСТИ ЗАКУПОК УЧРЕЖДЕНИЙ КУЛЬТУРЫ
При закупках учреждений культуры по пункту 2 части 2 статьи 56, пункту 2 части 2 статьи 56.1, пункту 3 части 2 статьи 84 Закона № 44-ФЗ в контракт разрешили включить условие: подрядчик исполнит работу самостоятельно, без привлечения других лиц.
Закупки по пунктам 5 и 17 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ вправе проводить дома народного творчества и центры ремесел. По пункту 13 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ можно закупать:
- произведения литературы и искусства, а также права на эти произведения определенных авторов;
- исполнения конкретных исполнителей, а также права на такие исполнения;
- фонограммы конкретных изготовителей.
Условие – единственному лицу принадлежат исключительные права или исключительные лицензии на такие произведения, исполнения, фонограммы.
Отменили требование указывать персональные данные при размещении в ЕИС контракта с деятелями культуры согласно пунктам 13 и 17 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ.
Что изменили – пункт 2 части 2 статьи 56, пункт 2 части 2 статьи 56.1, пункты 5, 10, 13 и 17 части 1 статьи 93, часть 2 статьи 1, пункт 7 части 2 статьи 103, дополнили частью 29,1 статью 34 Закона № 44-ФЗ.
Чем изменили – пунктами 3–5, 8 статьи 2 Закона № 70-ФЗ.
Комментарии закрыты