Контент

+7 (903) 755 40 30

+7 (903) 755 40 30

+7 (903) 755 40 30

smetchik77@mail.ru

smetchik77@mail.ru

ФЗ, ФАС, ЕИС И ДРУГИЕ АББРЕВИАТУРЫ

 


ФЗ, ФАС, ЕИС И ДРУГИЕ АББРЕВИАТУРЫ

Современная действительность бизнеса, диктуемая суровыми реалиями кризиса, падения цен на энергоносители, увеличения ценовых позиций по ЖКХ, акцизов, тарифов и прочего, заставляет предпринимателей затягивать пояса потуже. Если предприятие на рынке не более трех лет, то можно с уверенностью сказать, что в настоящий момент оно испытывает дискомфорт, ощутимый во всех сферах его деятельности. Клиентская база, наработанная «холодными» звонками отдела продаж, уже не несет тех «золотых яиц», которых с избытком было к концу первого года жизни компании. Даже самое умелое, стратегически спланированное руководство не приносит тех результатов (это касается не всех поголовно), которых бы так хотелось сейчас. В итоге «пояс» затягивается все туже и туже и остается несколько выходов:

продать пока еще «ходовой» бизнес, уехать в жаркую, но недорогую страну и жить там на проценты от вкладов;

сократить свой бизнес до состояния «начальник – менеджер – бухгалтер – делопроизводитель» в одном лице и существовать на редкие заказы от наработанной клиентской базы;

попробовать открыть для себя новые горизонты бизнеса, постигнув мир государственного и муниципального заказа.

Вообще, в последнее время термин «тендер» стал своеобразным брендом в бизнес-сфере. Большое количество компаний либо имеет в своем штате тендерного специалиста, либо пользуются услугами тендерного аутсорсинга. Но тендер и государственная закупка – разные понятия. Если термин «тендер» скорее является конкурентной формой отбора более выгодных предложений в коммерческой сфере, то термин «государственная закупка» – более конкретное понятие, которое регламентируется федеральным законодательством. В данной статье мы постараемся «простым слогом» объяснить начальные этапы познания госзаказа.

ФЗ, ФАС, ЕИС и другие аббревиатуры

Как только вы вступаете на сложный и тернистый путь участника закупок по ФКС (Федеральная контрактная система), то сразу сталкиваетесь со множеством различных аббревиатур в законодательстве типа 44-ФЗ, 223-ФЗ, 135-ФЗ, слышите фразы «Вы по 44-му работаете или в коммерческих тендерах участвуете?» Сразу хотелось бы прояснить ситуацию:

44-ФЗ (Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О Федеральной контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд») – это закон, который регламентирует закупочную деятельность государственных органов. Администрации, Управления, Аппараты, Мэрии, Департаменты, Федеральные службы и т. д. – все они прямые «пользователи» данного закона. Все закупки, финансируемые за счет средств федерального бюджета, бюджета субъекта Федерации, муниципального бюджета, проводятся в соответствии с 44-м Федеральным законом, или попросту – 44-м ФЗ;

223-ФЗ (Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг для отдельных видов юридических лиц») регламентирует закупки государственных корпораций, акционерных обществ с совокупной долей участия государства 50%, монополистов, энергосетевых, газоснабжающих компаний, организаций ЖКХ и т. п. Также по данному закону могут осуществлять свою деятельность крупные корпорации (но на свое усмотрение);

135-ФЗ (Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции») – закон, регулирующий антимонопольную деятельность. Проще говоря, этот закон создан для защиты здоровой конкуренции. А защищает он от «нечистых на руку» заказчиков, которые пытаются найти свою выгоду в закупках, часто лоббируя «своих» участников, от недобросовестных поставщиков, вступающих в сговоры и картели ради монополизации цены, – в общем, от всех тех, кто мешает добросовестному участнику стать исполнителем государственного контракта.

УФАС и ФАС.

Все мы часто слышим: «Жалуйтесь в УФАС», «Обжалование ФАС» и т. п. Что же это такое, спросите вы? А вот теперь откроем 44-ФЗ (см. аббревиатуру выше), а точнее, пункт 1 части 1 статьи 99 настоящего закона, который гласит: «В соответствии с настоящим Федеральным законом и иными нормативными правовыми актами, правовыми актами, определяющими функции и полномочия государственных органов и муниципальных органов, контроль в сфере закупок осуществляют следующие органы контроля в пределах их полномочий: федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, контрольный орган в сфере государственного оборонного заказа, органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органы местного самоуправления муниципального района, органы местного самоуправления городского округа, уполномоченные на осуществление контроля в сфере закупок». Это и есть ФАС – Федеральная антимонопольная служба. Именно она контролирует действия (или, еще хуже, бездействия) государственных и муниципальных заказчиков.

ЕИС – Единая информационная система в контрактной системе. Многие думают, что это какое-то определенное программное обеспечение или же определенный сайт в Интернете. На самом деле данная система – это комплекс реестров, графиков, планов закупок, размещаемых Заказчиками в сети Интернет по адресу: www.zakupki.gov.ru. У Заказчика есть личный кабинет на данном сайте, в который он заходит при помощи электронно-цифровой подписи и в котором обязан размещать не только закупочные процедуры, но и информацию о планируемых закупках, информацию по заключенным контрактам и процессам его исполнения и т. д. Также данная информационная система содержит реестры недобросовестных поставщиков (РНП), в которые вносится информация о тех «нерадивых» поставщиках, которые уклонились от заключения контракта либо от его исполнения. В этот реестр информация вносится сроком на 2 года, и это означает, что организацию будут отклонять во всех закупках при наличии требования об отсутствии в реестре РНП. Поиском интересующих процедур можно также заниматься в ЕИС.

Где и какие заказы искать?

Когда процесс знакомства с федеральным законодательством в области государственного и муниципального заказа уже не напоминает разгадывание непонятных ребусов и в «светлой голове» руководителя формируется план действий, то следующей его ступенью является вопрос: «А где же, собственно, эти заказы искать?» Несмотря на то, что Единая информационная система (а точнее, сайт, на котором она размещается) дает наиболее полный перечень объявленных заказов среди государственных и муниципальных заказчиков, в настоящее время на данном рынке присутствует немалое количество компаний, занимающихся подбором, анализом, рассылкой закупок не только по государственному, но и коммерческому заказу. И как только вы начнете осваивать тендерный рынок, то в скором времени будьте готовы к «наплыву» предложений от таких компаний. Некоторые из них имеют свои аналитические системы, собирающие и анализирующие информацию не только с официального сайта, но и различных государственных и коммерческих электронных торговых площадок, официальных сайтов крупных компаний и корпораций. Это позволит расширить свой кругозор и держать «руку на пульсе», однако потребует и определенных затрат на использование доступа к данным базам. Поэтому, если вы хотите начать с бюджетных вариантов, то лучше обойтись официальным сайтом ЕИС: там и заказ найдете, и документацию посмотрите, и разъяснения к ней почитаете.

Следующий вопрос: «А что же искать?»

Здесь опять обратимся к 44-му Федеральному закону, а точнее, к 24 статье данного закона, которая описывает способы определения закупок. Выражаясь простым и понятным языком, закупочные процедуры бывают следующих типов:

конкурсы;

электронные аукционы;

запросы котировок и запросы предложений;

закупки у единственного поставщика.

Итак, «Конкурс» (статьи 48-58 параграфа 2 главы 1 Федерального закона 44-ФЗ) – это достаточно серьезная процедура как для Заказчика, так и для Участника. А сложность ее в том, что помимо ценового предложения Участник должен подтвердить свою квалификацию, опыт работ и добросовестность, а Заказчик правильно, а главное объективно оценить заявку Участника. В конкурсе заявка с минимальным ценовым предложением может преспокойно проиграть по квалификационным требованиям. Поэтому к изучению конкурсной документации, состава и оформления заявок Участнику следует подходить с особым вниманием. Конкурсы бывают открытые, закрытые, двухэтапные, с ограниченным участием. Все зависит от рода деятельности Заказчика и от закупаемых им товаров, работ и услуг.

«Электронный аукцион»

(статьи 59-71 параграфа 2 главы 1 Федерального закона 44-ФЗ). Это процедура, которая происходит исключительно на электронной торговой площадке. Для участия в таких процедурах необходимо, прежде всего, иметь в арсенале электронно-цифровую подпись (ЭЦП), оформленную в уполномоченном Удостоверяющем Центре (УЦ). Сама процедура оформления и получения ЭЦП не столь сложна, тем более что с течением времени многие УЦ совершенствуют свою деятельность. Данная процедура платная, и после оплаты счета и предоставления комплекта документов в УЦ у вас на руках будет заветная флэшка с ЭЦП. «Что с ней делать?» - спросите вы. Проходить аккредитацию на электронных торговых площадках.

Существует восемь федеральных электронных торговых площадок (ЭТП) (Сбербанк-АСТ, Росэлторг, РТС-Тендер, ЕТП-ММВБ, Заказ.РФ) и так далее, а также большое количество коммерческих площадок. Государственный заказ размещается на федеральных торговых площадках. После заполнения формы, прикрепления необходимых документов и подтверждения электронного адреса в течение пяти рабочих дней вам предоставляют доступ на ЭТП.

Суть аукциона в электронной форме – в достижении Участниками наименьшего ценового предложения по сравнению с начальной максимальной ценой контракта (НМЦК), установленной Заказчиком в онлайн-режиме. На аукцион подаются две части заявки, Заказчик поочередно рассматривает первую часть, проводится аукцион, рассматривается вторая часть, по результатам аукциона и соответствию частей заявок законодательству и требованиям Заказчика победителем признается Участник, предложивший наименьшую цену.

В электронном аукционе существует множество «подводных камней», таких как форма 2 в составе первой части заявки, наличие различных деклараций в составе вторых частей заявок, сама форма проведения аукционов (к примеру, по форме «таран»), которые не позволяют участникам «играть» на аукционе по разумным правилам.

«Запрос котировок»

(параграф 3 главы II Федерального закона 44-ФЗ). Это наиболее оптимальная закупка для начинающего Участника. Все потому, что Заказчик размещает в ЕИС только извещение, проект контракта и форму заявки. И если Участник согласен с условиями контракта и готов предложить выгодную цену, ниже НМЦК, то на участие в запросе котировок подается только заявка по установленной форме в письменном либо электронном виде (из-за неполного ввода в работу ЕИС электронная форма заявки на участие в запросе котировок в настоящее время остается иногда под вопросом). В итоге: малозатратная для Участника закупка может принести ему первые контракты.

Но есть некоторые «но» и в запросе котировок. Одним из самых главных является ограничение Заказчика по НМЦК в данной закупке. Она (то есть НМЦК) не должна превышать 500 000,00 руб. При этом годовой объем закупок Заказчика, осуществляемых путем проведения запроса котировок, не должен превышать десяти процентов совокупного годового объема закупок Заказчика и не должен составлять более чем сто миллионов рублей (часть 2 статьи 72 44-ФЗ). Поэтому и первые контракты будут с небольшими суммами. Но надо же с чего-то начинать!

«Запрос предложений» (ст. 83 44-ФЗ) – тоже не очень сложная процедура, но проводится она лишь в некоторых случаях, описанных в вышеупомянутой статье, и в чем-то схожа с запросом котировок.

«Закупка у единственного поставщика»

(ст. 93 44-ФЗ) проводится также в случаях, четко сформулированных законом. Это означает, что если вы как участник оказываете услуги, указанные в 93 статье, либо являетесь естественным монополистом, либо энерго- или газоснабжающей организацией и т. д., то вам с Заказчиком идти по пути закупки у единственного поставщика. Но здесь стоит быть осторожным и четко понимать всю полноту ответственности по законодательству.

Вышеперечисленные формы закупок четко регламентируют деятельность Федеральной контрактной системы и при правильном и четком толковании и соблюдении установленных норм позволяют участникам превращаться в исполнителей по государственным контрактам, что, кроме самого факта полученного контракта, позволяет накопить большой опыт и репутацию. А «железная» репутация и добросовестность участника – шаг на новую ступень государственного заказа, где суммы НМЦК больше, но и требования жестче.

Главное – не победа, а выполнение заказа

И вот ваша заветная мечта осуществлена – вы выиграли свой первый контракт! Не забывайте, что вы – еще участник закупки, так как закупка длится с момента публикации извещения в ЕИС до публикации сведений об исполнении контракта опять же в ЕИС.

И вот здесь хотелось бы предостеречь тех, кто думает, что сможет «проволынить» при исполнении контрактов. Заказчиком четко установлены меры ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по контракту. И если вам по каким-то причинам не удается в срок поставить товар, выполнить работу или услугу, а Заказчик «все понимает, идет навстречу и ждет», не обольщайтесь: в любом случае Заказчик предъявит вам требования неустоек, и вы обязаны будете их выполнить. В противном случае готовьте попасть в реестр РНП.

То же касается и обеспечения исполнения контракта.

В 44-м Федеральном законе есть статья об антидемпинговых мерах (ст. 37 44-ФЗ), призванная ограничить необоснованные снижения НМЦК участниками. Так вот, в этой статье говорится о том, что если Участник упадет в цене на 25% и более, то обязан подтвердить свою добросовестность информацией о заключенных и исполненных без нареканий трех и более контрактах в течение года, предшествующего закупке, либо представить обеспечение исполнения контракта в сумме, в полтора раза превышающей размер установленного обеспечения, но не больше суммы аванса (если он предусмотрен). Но не все участники правильно эту формулировку трактуют. Есть примеры того, что победитель, упав ниже 25% от НМЦК, при заключении контракта предоставляет сумму обеспечения, установленную документацией, игнорируя требования его повышения и без подтверждения добросовестности. В итоге признается уклонившимся от заключения контракта и вносится в реестр РНП. Скажем сразу, что в этом вопросе суды и ФАС стоят на стороне Заказчика, поэтому еще раз призываем вас внимательно читать требования и подходить разумно к снижению цены.

Но если вы как участник прошли все этапы и у вас на руках акт выполненных работ, оказанных услуг, приемки товара, подписанный с двух сторон, а также денежные средства на вашем счету, причитающиеся вам по закону за оказанные услуги, а также благодарственное письмо от Заказчика (что является истинной удачей для Участника), вы можете по праву считать себя полноправным Участником Федеральной контрактной системы.

Промежуточный итог

И эта победа должна лишь только укрепить вас в уверенности в своих силах и дать мощный толчок для продвижения вперед. Конечно, кризисные явления влияют на контрактную систему, заставляя идти в государственный заказ все новых и новых участников. Это рождает переизбыток спроса на фоне предложенных заказов. Участники неистово борются за каждую закупку, каждый контракт, демпингуют на аукционах и конкурсах, вступают в сговоры. Заказчики все больше и больше отклоняют, отсеивают нечистых на руку поставщиков, часто перестраховываются излишними требованиями, что порой работает против них. Почти в каждой закупке идет ожесточенное противостояние участников между собой за «место под солнцем» государственного заказа.

Но, как и всегда это бывает, на смену кризису и регрессу идут неизбежные подъем и прогресс, и будем надеяться, что этот подъем не за горами.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *