Контент

+7 (903) 755 40 30

+7 (903) 755 40 30

+7 (903) 755 40 30

smetchik77@mail.ru

smetchik77@mail.ru

616 ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА

Обзор Постановления Правительства РФ от 30.04.2020 г. №616

Постановление Правительства Российской Федерации № 616, вышедшее в свет 30.04.2020 «Об установлении запрета на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, а также промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства» стало логичным звеном в цепи подзаконных актов, направленных на поддержку российских производителей.

- Устанавливается запрет на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд по перечню согласно приложению.

 

- Устанавливается запрет на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), в том числе в отношении промышленных товаров, предусмотренных перечнем, а также работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами (за исключением лиц государств - членов Евразийского экономического союза), для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства.

 

- В Приложение входит немало товарных групп: вертолеты, самолеты, разнообразные средства автомобильного, морского и железнодорожного транспорта, мебель, ткани текстильные и пр.

 

Установленные выше запреты не применяются в случаях, перечисленных ниже

 

- При отсутствии на территории Российской Федерации производства промышленного товара. В качестве подтверждения государственная информационная системы промышленности (ГИСП) будет генерировать разрешение на закупку иностранных товаров в порядке, установленном Минпромторгом.

 

- В отношении иных товаров, не предусмотренных перечнем, а также работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами и приобретаемых для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства, - заказчиком самостоятельно;

 

- если закупка одной единицы товара, стоимость которой не превышает 100 тыс. рублей, и закупки совокупности таких товаров, суммарная стоимость которых составляет менее 1 млн. рублей (за исключением закупок товаров, указанных в пунктах 1 – 7 (ткани и одежда), 124 (одежда защитная огнестойкая) и 125 (головные уборы защитные) Перечня);

 

- необходимость обеспечения взаимодействия товаров с товарами, используемыми заказчиком, ввиду их несовместимости с товарами, имеющими другие товарные знаки (за исключением закупок товаров, указанных в пунктах 67 - 71 (оборудование пищевой промышленности) Перечня);

 

- закупка запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование (в случае закупки товаров, указанных в пунктах 47 - 51 (станочное оборудование) перечня);

 

- закупки, осуществляемые ФСБ, ФСО, Службой внешней разведки Российской Федерации, органами внешней разведки Министерства обороны Российской Федерации, Министерством внутренних дел Российской Федерации, Федеральной службой войск национальной гвардии Российской Федерации, Управлением делами Президента Российской Федерации и Главным управлением специальных программ Президента Российской Федерации (за исключением закупок товаров, указанных в пунктах 1 - 7, 52 – 57 (грейдеры, бульдозеры, погрузчики), 73 – 75 (автомобили легковые и грузовые), 81 (автомобили пожарные) перечня, в отношении товаров, указанных в пунктах 47 - 51 перечня, при условии закупки одной единицы товара, стоимость которой равна или менее 2 млн. рублей);

 

- закупки товаров, осуществляемые ФСО, в целях реализации мер по осуществлению государственной охраны, а также закупки транспортных средств Министерством внутренних дел Российской Федерации для обеспечения безопасности объектов государственной охраны.

 

Запреты, установленные настоящим постановлением, распространяются в том числе на товары, поставляемые заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг, а также являющиеся предметом аренды и (или) лизинга.

 

Дополнительным требованием к участникам закупки промышленных товаров, указанных в пунктах 1 - 7, 124 и 125 перечня, является использование при производстве промышленных товаров, и (или) выполнении работ, и (или) оказании услуг материалов или полуфабрикатов, страной происхождения которых является Российская Федерация и (или) государство - член Евразийского экономического союза.

 

Указанное дополнительное требование не действует в случае, если на территории Российской Федерации и (или) территориях государств - членов Евразийского экономического союза отсутствует производство таких товаров, материалов или полуфабрикатов.

 

Документы, подтверждающие страну происхождения в отношении промышленных товаров, указанных в настоящем пункте, представляются поставщиком (подрядчиком, исполнителем) на этапе исполнения контракта по форме и в порядке, которые предусмотрены пунктом 10 настоящего постановления.

 

В целях реализации настоящего постановления:

 

- подтверждением производства продукции на территории Российской Федерации является наличие сведений о такой продукции в реестре промышленной продукции, произведенной на территории Российской Федерации (далее - реестр российской промышленной продукции);

 

- подтверждением производства промышленной продукции на территории государства - члена Евразийского экономического союза является наличие сведений о такой продукции в реестре промышленной продукции, произведенной на территории государства - члена Евразийского экономического союза, за исключением Российской Федерации (далее - реестр евразийской промышленной продукции).

 

- Основанием для включения продукции в реестр российской промышленной продукции является заключение о подтверждении производства промышленной продукции на территории Российской Федерации (для продукции, в отношении которой установлены требования о совокупном количестве баллов за выполнение (освоение) на территории Российской Федерации соответствующих операций (условий), указанное заключение содержит информацию о совокупном количестве баллов за выполнение (освоение) на территории Российской Федерации соответствующих операций (условий), выданное Министерством промышленности и торговли Российской Федерации в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 2015 г. N 719 "О подтверждении производства промышленной продукции на территории Российской Федерации" (далее - постановление Правительства Российской Федерации от 17 июля 2015 г. N 719).

 

- Установить, что основанием для включения продукции в реестр евразийской промышленной продукции является соответствие такой продукции требованиям к промышленной продукции, предъявляемым в целях ее отнесения к продукции, произведенной на территории Российской Федерации, предусмотренным приложением к постановлению Правительства Российской Федерации от 17 июля 2015 г. N 719.

 

- Минпромторг РФ назначается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по формированию и ведению реестра российской промышленной продукции и реестра евразийской промышленной продукции.

 

Для подтверждения соответствия закупки промышленных товаров требованиям, установленным настоящим постановлением, участник закупки представляет заказчику в составе заявки на участие в закупке выписку из реестра российской промышленной продукции или реестра евразийской промышленной продукции с указанием номеров реестровых записей соответствующих реестров и (или) информацию о совокупном количестве баллов за выполнение технологических операций (условий) на территории Российской Федерации, если такое предусмотрено постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 2015 г. N 719. Информация о реестровых записях о товаре включается в контракт.

 

Пункт 10 ПП 616 гласит: если ОКПД2 товар есть только в перечне Приложении к ПП 616, то участнику закупки достаточно представить только выписку из (пока несуществующего) реестра российской промышленной продукции или реестра евразийской промышленной продукции с указанием номеров реестровых записей соответствующих реестров, если товар есть в перечне Приложения к ПП 616 и в перечне Приложения к ПП 719, помимо вышеуказанной выписки еще и информацию о совокупном количестве баллов за выполнение технологических операций (условий) на территории Российской Федерации. А если ОКПД2 поставляемого товар есть только в Приложения к ПП 719, то только информацию о совокупном количестве баллов за выполнение технологических операций (условий) на территории Российской Федерации.

 

Информация о нахождении товара в реестре российской промышленной продукции не представляется при поставках вооружения, военной и специальной техники, принятых на вооружение, снабжение, в эксплуатацию, и (или) при поставках образцов вооружения, военной и специальной техники, разработанных в соответствии с конструкторской документацией с литерой не ниже "О1".

 

Информация о таких товарах не подлежит включению в реестр российской промышленной продукции.

 

При размещении информации о проведении процедуры закупки промышленного товара в порядке, установленном Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", указываются характеристики промышленного товара, идентичные характеристикам, представленным заказчиком в Министерство промышленности и торговли Российской Федерации для получения разрешения, предусмотренного ПП616 для закупки иностранных товаров, если российских аналогов им нет и ЕАЭС их также не производит.

 

Для целей соблюдения запретов, установленных пунктами 1 и 2 настоящего постановления, не могут быть предметом одного контракта (одного лота) промышленные товары, включенные в перечень и не включенные в него (за исключением закупок промышленных товаров по государственному оборонному заказу).

 

При исполнении контракта замена промышленных товаров, указанных в перечне, на промышленные товары, происходящие из иностранного государства (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), не допускается.

 

В пункте 15 ПП-616 содержится поручение Минпромторгу:

 

- давать разъяснения по вопросам, связанным с применением настоящего постановления;

 

- утвердить в месячный срок:

порядок выдачи Министерством промышленности и торговли Российской Федерации разрешения на закупку происходящего из иностранного государства промышленного товара, предусмотренного подпунктом "а" пункта 3 настоящего постановления;

положения об отраслевых экспертных советах при Министерстве промышленности и торговли Российской Федерации;

порядок формирования и ведения реестра российской промышленной продукции, включая порядок предоставления выписки из него и ее форму;

порядок формирования и ведения реестра евразийской промышленной продукции, включая порядок предоставления выписки из него и ее форму.

 

Согласно пункту 18 ПП-616 оно вступает в силу с момента публикации, то есть с 30 апреля, за исключением отдельных пунктов.

 

И тут начинается самое интересное.

 

Минпромторг обязан выпустить приказ, утверждающий порядок формирования реестров и предоставления выписок из них в течение месяца, то есть не позднее 30 мая сего года. В то же время требование о предоставлении таких выписок участниками вступило в силу с 30 апреля сего года. И заказчики, размещая после праздников тендерную документацию в ЕАИС, включили соответствующие требования в свои извещения. И как же теперь участникам подавать заявки. Ведь их теперь должны отклонить за непредставление выписок из реестров. А выписки они представить при всем желании не могут, ведь ни самих реестров еще нет, ни регламента выдачи выписок (приказ Минромторга существует в виде проекта).

 

На форумах развернулись обсуждения коллизии в ПП-616.

Юристы посоветовали написать обоснования и прикладывать их ко вторым частям вместо выписок из реестров. Делать нечего. Пришлось и автору этих строк готовить обоснование. Тезисы его следующие (ниже приведен пример для товаров, которые есть в перечне Приложения к ПП-616, но отсутствуют в перечне Приложения к ПП-719)

 

Так как объект закупки ОКПД2: 32.199.11.90 (головные уборы защитные) соответствует п. 125 (ОКПД2: 32.199.11.90) - перечня (Приложение к постановлению Правительства РФ от 30 апреля 2020 г. № 616), то в соответствии с постановлением Правительства РФ от 30.04.2020 № 616 дополнительным требованием к участникам закупки промышленных товаров является использование при производстве промышленных товаров, и (или) выполнении работ, и (или) оказании услуг материалов или полуфабрикатов,  страной  происхождения  которых  является  Российская Федерация  и (или)  государство -  член Евразийского  экономического  союза.

 

Подтверждением производства продукции на территории Российской Федерации, согласно п. 6(а) Постановления Правительства РФ от 30.04.2020 г. № 616 является наличие сведений о такой продукции в реестре промышленной продукции, произведенной на территории Российской Федерации (далее - реестр российской промышленной продукции).

Во исполнение требования п. 10 вышеуказанного Постановления Правительства участник обязан прикладывать во второй части заявки выписку из реестра российской промышленной продукции или реестра евразийской промышленной продукции и (или) информацию о совокупном количестве баллов за выполнение технологических операций (условий) на территории Российской Федерации, если такое предусмотрено постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 2015 г. N 719. Информация о реестровых записях о товаре включается в контракт.

Поскольку в перечень товаров, установленный Постановлением Правительства РФ от 17 июля 2015 г. N 719 объект закупки 13.92.15.110 не входит, то участник обязан прикладывать во второй части заявки только выписку из реестра, указанного выше.

Согласно п. 18 Постановления Правительства РФ от 30.04.2020 № 616 оно вступает в силу с даты официального опубликования, то есть является действующим с 30.04.2020 г.

В то же время, согласно п. 15 (б) Постановления Правительства РФ от 30.04.2020 № 616 Министерство промышленности и торговли РФ должно утвердить в месячный срок, в том числе:

порядок формирования и ведения реестра российской промышленной продукции, включая порядок предоставления выписки из него и ее форму;

порядок формирования и ведения реестра евразийской промышленной продукции, включая порядок предоставления выписки из него и ее форму.

По состоянию на сегодняшний день Министерством Промышленности и Торговли РФ выпущен лишь проект приказа «О реализации Постановления Правительства РФ от 30.04.2020 г., то есть порядок формирования реестров и предоставления выписок из них не утвержден (месячный срок не истек).

http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=PNPA&n=57565&dst=100148#04154000248708949

На основании изложенного выше, по состоянию на момент подачи заявки участник не имеет возможности приложить ко второй части заявки выписку ни из одного из вышеуказанных реестров.

В качестве подтверждения российского происхождения товаров в случае допуска и победы в аукционе участником будет предоставлен заказчику на этапе исполнения контракта сертификат СТ-1.

 

Автор прикладывает данное обоснование ко вторым частям заявок на все те тендеры, которые проводятся в мае сего года, в соответствии с ПП-616. А прокатит ли оно пока неизвестно: еще не было рассмотрения вторых частей ни одной заявки. Но время покажет.

Комментарии закрыты